Рыхлова Валентина Васильевна - учитель начальных классов
2011-10-18

Из опыта работы.

В последние годы создаются новые концепции в образовании, значительно изменились педагогические принципы обучения, требования к современному уроку. Учителю необходимо ориентироваться в море самых разнообразных технологий обучения, чтобы построить свою концепцию и технологию урока, нужную детям именно того класса, в котором он работает.

Внедрение в педагогику новых технологий оказывает влияние на учителя, стимулирует его к повышению уровня своей педагогической деятельности. Для учащихся учитель становится равноправным партнером по учебному процессу, с которым можно спорить, отстаивая свою позицию. А ученики получают новую для себя роль – «роль исследователей», которые под скрытым руководством учителя открывают для себя все новые и новые знания. Приведу пример фрагмента урока – исследования по теме: «Листопад» И.А.Бунин по литературному чтению.

  1. Вступительное слово учителя о творчестве И.А. Бунина
  2. Показ отрывка из фильма о поэте.
  3. Чтение стихотворения учащимися.
  4. Проверка домашнего задания.

Скажите, ребята, что свойственно поэтическому языку? (Ответы уч-ся)

Правильно: чёткий ритм, рифма, чувства автора.

Работа по учебнику.

Давайте проследим, в каких строфах мы чувствуем четкий ритм, и как эти строфы называются? (Читают)

Сколько строф в этом стихотворении? Как называются такие строфы? (Четверостишие)

Ребята, а что называют рифмой? (Рифма – это созвучие последних слов в строке)

Прочитаем стихотворение и определим, какую рифму использует автор. (Ответы детей: - Используется перекрестная рифма)

Докажите это. (Учащиеся приводят рифмующиеся строки)

А какую рифму вы знаете ещё? (Парную)

5. Всесторонняя проверка знаний.

Молодцы, а какие языковые средства помогают автору выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении? (Поэту помогают выразить свои чувства эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения)

Учитель обращает внимание детей на доску, где помещены таблички с названиями языковых средств)

Ребята, помогите мне, пожалуйста, решить проблему, но для этого мы должны стать на некоторое время поэтами. Согласны? (Да)

Тогда за дело. В карточках, которые у вас лежат на парте, «исчезли» слова – языковые средства, из стихов И.А. Бунина. Постарайтесь восстановить их, определить, какие это языковые средства. Учащиеся работают в группах, по окончании объясняют, какие слова пропущены, какими языковыми средствами они являются.