Марочкина Наталья Юрьевна - учитель истории
2011-08-26

Воспитание исторической памяти школьников на примерах подвига святых и героев Отечества.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин

Значимость исторической памяти как одного из мощных регуляторов общественной жизни, необходимость ее формирования прежде всего у молодого поколения была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, древних сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам.

В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале Нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения, самопознания и развития личности. Сегодня очевидно, что только на основе изучения истории возможно овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Говоря о значимости исторической памяти, Августин Аврелий отмечал в своей знаменитой «Исповеди»: «Есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Эти три времени существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память, настоящее настоящего – его непосредственное созерцание, настоящее будущего – его ожидание». Это и есть историческая память народа. То, что мы хотим помнить о прошлом нашего великого народи. То, как мы видим его современное развитие. И каким мы представляем себе будущее своих детей. Он подчеркивал, что без настоящего прошедшего не существует ни настоящее настоящего, ни настоящего будущего. Другими словами, центральное место в данной триаде занимает историческая память, значение которой трудно приуменьшить. Эти представления о значении исторической памяти являются императивом, который не оспаривается сегодня никем из исследователей как отечественных, так и зарубежных. Историческая память формируется с раннего детства, в семье, в школе. Герои русских былин, героических эпосов, библейских сказаний и описания мучений святых могут производить впечатления на детей стократ более сильные, чем всякие «спайдермены», «бетманы» и различные мутанты, перенасытившие детское воображение. Но для этого в условиях информационного многообразия, которое не всегда благоприятное влияет на молодые головы, изучение истории России должно стать частью государственной политики.

Безусловно, воспитание исторической памяти "в теории" невозможно. Необходимы конкретные примеры, которыми так богата отечественная история. Подрастающее поколение должно знать, какими соками вскормлены русские патриоты. Ведь не зря признанные гении русского слова брались за исторические сюжеты. Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.К.Толстой и другие классики русской литературы воспевали подвиг народа и доходили до пророческого осмысления грядущих судеб России. Святоотеческая традиция во все времена утверждала, что патриотизм должен быть основан на любви к своему Отечеству, а не на ненависти к его врагам. Полководец Александр Невский олицетворяет патриотизм, духовность русского государства, которых так не хватает в современном обществе. "Не в силе Бог, а в правде", - эти слова святого благоверного князя знакомы каждому школьнику. В одном строю с ним - Дмитрий Донской и другие прославленные спасители земли русской и веры православной. Молитвенный подвиг Сергия Радонежского, его высочайшая по святости жизнь были началом возрождения Руси. По его благословению множество учеников рассеялось по лицу русской земли, основав обители, ставшие центрами возрождения духовной жизни. Он же благословил на ратный подвиг Святого Благоверного великого князя Димитрия Донского. Молитва и благословение стали началом великой победы на Дону. А чем было сильно ополчение князя Пожарского, освободившее в 1612 году Москву и спасшее Россию? Единственным оружием, которому ничего не смог противопоставить враг, были молитва священномученика Ермогена и благословение преподобного Иринарха Ростовского, затворника. Преподобный Серафим Саровский считал недостаток патриотизма и преданности Родине тяжким грехом и одной из причин страданий человечества. "Христианин, - учил преподобный Серафим, - должен быть всегда готов жертвовать всем, даже, если нужно, самой жизнью, для блага Церкви и Родины". Вся жизнь Серафима Саровского показала, что невозможно отделить патриотизм, служение церкви и государству от совершения добрых дел. Без идеи любви к Родине и самоотверженного служения ей невозможно воспитать достойного гражданина.

Все великие русские полководцы, с чьими именами связана слава русского оружия, были глубоко верующими христианами, вели подлинно святую жизнь. Назовем Святого праведного Феодора Ушакова, величайшего полководца, ныне прославленного в лике святых. Истинным христианином и настоящим праведником был и генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Под их руководством было выиграно множество сражений, и причиной тому была великая вера. "Молись Богу - от него победа", - говорил своим солдатам Суворов. Он наставлял, что только вера Православная может быть в основе победы над врагом.Скажите, в какой еще армии мира может быть массовый героизм, могут быть Минины и Пожарские, Сусанины, Денисовы, Платовы, Раевские Брусиловы, Чапаевы, Лазо, тысячи Матросовых, Космодемьянских, Гастелло, Талалихиных, панфиловцев, молодогвардейцев и много, много других. В какой современной армии найдется такое подразделение как 6-ая парашютно-десантная рота 76-ой воздушно-десантной дивизии, 94 русских десантника, которые выстояли против двух с половиной тысяч до зубов вооруженных боевиков. И никто не струсил, не сбежал, не отступил. 84 из них пали в бою смертью храбрых, уничтожив при этом более 600 человек противника. Можно привести тысячи других примеров из современной деятельности других силовых структур, когда их сотрудники совершали героические подвиги, отдавали свои жизни, выполняя свой гражданский и служебный долг перед Родиной. В "Рассуждениях о причинах невероятных успехов русских в войне 1812г." митрополит Филарет (Дроздов) отмечал в качестве одной из главных причин "невероятных успехов" жертвенную любовь защитников России к своему Отечеству, их искреннее желание не уничтожить врага, а, напротив, "положить душу за други своя". Митрополит Серафим (Чичагов), начинавший свое служение на военном поприще, вспоминал, уже будучи священником, о маленьком эпизоде своей юности. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. 21-летний поручик Леонид Чичагов участвовал в знаменитом сражении под Плевной. В один из моментов боя он, потрясенный нерасторопностью командования, повлекшей за собой гибель множества русских солдат, нарушил все приказы и поднял бойцов в атаку. От неожиданности противник на мгновение прекратил огонь - этого было достаточно, чтобы в сражении наступил перелом. Впоследствии митрополит Серафим, вспоминая об этом эпизоде, писал, что неминуемо должен был погибнуть, но жизнь ему спасли не ненависть к врагам и не желание получить боевую награду, а любовь и сострадание к подчиненным ему солдатам. Вот на кого следует равняться, вот на каких примерах учиться патриотизму. И возможности у нас с вами есть как на уроках, так и за рамками школьной программы. Уроки истории и литературы в первую очередь предоставляют благоприятную почву для формирования исторической памяти школьников на высоких примерах подвигов святых и героев Отечества. А программы дополнительного образования могут разнообразить формы и содержание данной работы. В рамках Рождественских чтений, литературных гостиных, исторических конференций, конкурсов патриотических песен, встреч с земляками учащиеся нашей школы с большим энтузиазмом соприкасаются с историей своей страны. На городской конференции мы уже рассказывали о наших успехах в работе школьного патриотического клуба «Истоки». Поэтому я позволю себе только перечислить некоторые темы программы краеведческого направления деятельности данного клуба.

1 часть. Я - гражданин России (24 часа)

Основы гражданственности. Символы государства. Национальные герои в истории России. Художественные и культурные национальные памятники России. Традиции и праздники России.

2 часть. Летопись родного края (22 часа)

История возникновения Троицка. Памятные и мемориальные места города. Троицк в Отечественной войне 1812 и 1941-45 годов. Знаменитые тройчане. Троицк сегодня.

3 часть. О подвигах, о доблести, о славе (22 часа)

Русская воинская доблесть. Великие полководцы. Дети-герои. Главные страницы Великой Отечественной войны. События Афганской войны. Угроза терроризма сегодня. Героизм в мирной жизни.

Основной формой работы историко-краеведческого направления является исследовательский проект и основы музейной деятельности. Участники клуба систематически выступают на школьных и городских исторических и краеведческих конференциях, становясь регулярно победителями или призерами. Самыми крупными мероприятиями по итогам проектов за два года стали:

  • - «Героические места родного Подмосковья» - историко-краеведческий альманах о местах боевой славы Подмосковья, 2008 г.
  • - «Братство, опаленное войной» - вечер памяти вывода войск из Афганистана, 2009г.
  • - «Калужский тракт» - историко-краеведческий альманах о памятниках истории Калужского шоссе, 2009г.
  • - «Коварство и любовь» - историко-литературный альманах о таинственной княжне Таракановой, 2010г.
  • - «Несломленный генерал», урок мужества, посвященный подвигу генерала Д.М. Карбышева в годы Великой Отечественной войны, 2010г.
  • - «Летопись космонавтики», проект, посвященный 50-летию полета Ю.А.Гагарина, 2011г.

Подытоживая, мне хотелось бы привести высказывание академика Д.С.Лихачева. «Память истории священна…Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — преодоление времени, преодоление пространства. Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память наше богатство». Память как «бестелесная духовная субстанция» становится отчетливой силой, особенно во времена предельных испытаний, выпадающих на долю людей. Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Историческая память — необхо­димое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной идентичности, привязанности к родным местам и патриотизма. И я как учитель истории испытываю полное удовлетворение, когда мои ученики с широко открытыми глазами в полной тишине классной комнаты слушают рассказы о героическом подвиге нашего народа, воспитанного на добрых традициях православия, и сами активно участвуют в исторических проектах.